Праздник Свободы и похмелье будней

Недавние политические бурления с митингами, шествиями, речами, скандированием и прочей уличной атрибутикой, вызвали у политологов и историков массу уместных и не очень ассоциаций с российскими революциями прошлого века. Конечно, в первую очередь, говорили о февральской буржуазно-демократической революции. В очередной раз вспоминали её ход, действия политиков, значение для страны. Однако, так или иначе, все эти обсуждения всегда крутятся вокруг событий происходивших в столице. Человеку же свойственно примерять происходившее на себя. Вот мне и подумалось – а что принесла февральская революция в Петербурге простому читинскому обывателю? Заглянем в март 1917 года.

Падение самодержавия окончательно произошло 3 марта (по старому стилю) когда великий князь Михаил Александрович передал  власть Временному правительству. 10 марта, в Чите на Атамановской площади прошли торжества в честь этого события. Вот что писала «Забайкальская новь»:

С 10 часов утра на площадь стройными рядами стали подходить общественные организации со своими красными знаменами, оркестрами, хорами: профессиональное общество торгово-промышленных служащих, общество чиновников Читы, военная организация вышла особенно импозантной, офицеры, военные врачи и чиновники вместе с солдатами пришли со своими красивыми красными знаменами. Начальник артиллерийского склада под руку с двумя рабочими несли знамена «Богиня свободы». Учащиеся всех учебных заведений города, в числе нескольких тысяч человек со своими оркестрами, хорами и знаменами представляли замечательное зрелище. Организация РСДРП пришла с красными знаменами, затем пришла организация партии социал-революционеров, огромная партия рабочих и служащих Дальнего Вокзала. Отдельно красивой группой и лучшим хором пришли 150 служащих областного Союза  кооперативов с их семьями, малорусская колония, делегации еврейской и магометанской школ. <…> Торжественный момент наступил, когда многочисленная публика и солдаты, как один человек, поклялись отдать свою жизнь за торжество свободной России. В заключении оркестр сыграл «Похоронный марш» вечной памяти павшим борцам за Свободу. Многие плакали. <…> Первый праздник русской революции показал, что её встретили восторженно и единодушно.

Читая эти строки, живо представляешь какие чувства  испытывали тогда люди – вот она новая жизнь! Уж теперь то все будет по другому. Плохого будет меньше, а хорошего больше. И заживут теперь не как раньше. Правильно заживут, честно и справедливо.

Интересно, что подобные настроения бродили и в правящих кругах. Так, одним из первых шагов Временного правительства стала всеобщая амнистия. Керенский,  который стал тогда министром юстиции, говорил:

…амнистия должна способствовать напряжению всех творческих сил народа и защите нового государственного порядка, открывающего путь к обновлению и светлой жизни и для тех, которые впали в уголовные преступления.

Для уголовников, освобожденных с нерчинской каторги, путь к светлой жизни пролегал через Читу. Город оказался наводнен преступниками всех мастей. Созданная городская милиция справится с ними не могла и была вынуждена выступать в местных газетах с обращениями к населению: «Придите к нам на помощь!» Окрестности города наводнили шайки грабителей. Ситуация становилось критической.

В начале июня неизвестные напали на противочумную станцию. Выстрелом в голову был убит заведующий лабораторией, известный врач Иван Степанович Дудченко. Семерых его сотрудников задушили веревкой и сбросили в подвал. Похороны ученных вылились в огромную манифестацию. В 60-ти тысячном городе собрались около 8 тысяч человек. Неуправляемая толпа учинила самосуд над подозревавшимися в грабеже братьями Мешковыми. Какой-то человек пытался остановить разъяренных людей и был забит до смерти. После, трупы привязали к телеге и таскали по городу. От властей требовали выдать заключенных из Читинской тюрьмы для публичной казни.

Конечно, гнев народный решить проблему не мог. Толпы на улицах способны на разрушение или на ликование, а для планомерной работы нужны толковые органы власти. В Чите, разгул преступности удалось остановить только к середине 20-х годов.

Пьянящий воздух свободы и всенародное ликование это конечно здорово. Падения тираний и разгон сатрапов всегда праздник для души и тела. Только вслед за этим приходит похмелье суровых будней. С неприглядной уголовщиной, голодом и всеобщим бардаком. И каждый, кто сегодня пляшет на площадях и пьет Свободу большими глотками, должен осознавать, что завтра наступит похмелье, которое, для многих, может оказаться смертельным.

При написании материала использована книга И.Г. Куренной
«Чита. Город во времени» (Новосибирск, 2001)
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Праздник Свободы и похмелье будней: 4 комментария

  1. Сейчас разномастные оппозиционеры привыкли кричать смешные вещи про бескровную революцию. Мол, вы нам дайте этих товарищей из кремля выгнать, и тут же наступит всемирное благоденствие. У меня при этом в моменты посещения какого-нибудь среднестатистического Сретенска или Усть-Обора всегда самый большой страх заключается в том, что среди вообще всех тех, кто сегодня привык называть себя в России политиком, нет людей, которые бы понимали, что вообще нужно сделать, чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Не показные фасады статистики, а именно ситуация.

    Я вообще за последние полгода самым кардинальным образом пересмотрел своё отношение к протестному движению в сильно худшую сторону – у меня таких смысловых ломок не было уже лет пять. Я ещё даже 5 декабря как-то в голове метался частенько, а теперь у меня к этой смысловой нагрузке а-ля яшин-навальный-немцов отвращение на грани полного неприятия.

  2. Народ до революции думал что он на дне, а дно оказалось гораздо глубже. Постоишь на эшафоте как Достоевский, поймешь что стоит собственная жизнь, начнешь думать о жизнях других, станешь монархистом, умеренными и консервативным во взглядах человеком. А можно и изначально без эшафота просто быть бережливым к жизни и порядку.

  3. человек интуитивно стремится к стабильности.тем более если хорошая зарплата.но дело не только в статусе – с годами реально становишься конформистом и не хочешь перемен,а немцовых держищь за долбоёбов(это я его языком выразился))).но парадокс-то в том,что только в переменах есть смысл,задел для роста,пусть токмо внутреннего.россию развалит коррупция.если она есть в рядах,где должна быть чистота – пиши пропало.

  4. Вот тут более-менее здраво сказано.
    Правда, абстрагируется от менталитета российских массссс…
    http://kungurov.livejournal.com/44137.html

    —————Начало цитаты—————
    Раз вы пришли на участок, то значит, что вы придерживаетесь демократического фетиша, верите, что весь этот балаган имеет смысл и признаете правящий режим. Важна именно явка – это ритуал, и не более того. Если 70% избирателей пришло на выборы – значит быдло верит в то, что с помощью выборов оно на что-то там влияет. Следовательно, кремлевский режим легитимен и эффективен, он даже гораздо легитимнее и эффективнее многих демократических режимов на Западе, где явка на выборы давно уже упала ниже отметки в 50%. Об особенностях бельгийской демократии я уже писал в статье Минет, как высшее проявление демократии.
    Теперь представьте, что население говорит: «Мы не верим путенскому лохотрону и не пойдем на выборы». Не важно, какой процент получит Путен – 75% или 99%, в первом туре он победит или во втором. Большие дяди в Давосе ему скажут: «Если на выборы ходит всего 20%, твой режим, Вольдемар, обанкротился. Ты разрушаешь миф о том, что свободные альтернативные выборы – высшее достижение западной цивилизации. Это подрывает веру в демократию, дискредитирует наши ценности, что мешает нам удерживать в повиновении наше, западное быдло. Поэтому уходи, или мы устроим оранжевую революцию, а у тебя отберем наворованные деньги».
    Повторяю для самых тупых: легитимность (то есть признание, одобрение со стороны подданных) власти базируется не на полученных\нарисованных процентах, а на количестве верующих в избирательный лохотрон
    ———Конец цитаты————