- Мама, а Дед Мороз же не существует?
После минутного подвисания ответила, что некоторые люди предпочитают верить в то, что он есть, а некоторые – не верят. И, в общем-то, каждый выбирает сам. И ты можешь верить, можешь не верить, а можешь и сам быть Дедом Морозом.
Детёныш взвесил все «за и против», и написал Деду Морозу письмо с заказами.
А вам нравится Дед Мороз?
А ничего, что он старенький? Не раздражает, нет?
Вы замечаете, как мы стали относиться к старикам? В общей массе – как к отжившим, ненужным, мешающим, устаревшим механизмам. Даже несмотря на нашу близость к бурятам, да и вообще восточность, уважения и почитания к старикам, как к хранителям рода, родовой памяти в помине нет. В транспорте, на пешеходных переходах, в больницах, аптеках, магазинах нередко можно наблюдать этакую смесь пренебрежения и раздражения по отношению к старикам. Да чего уж, половина моих друзей будет нетерпеливо поматериваться на бабушку, растерявшуюся посреди улицы на пешеходном переходе.
Наш мир слегка свихнулся, в том плане, что впервые за всю историю цивилизации дети учат своих родителей (осваивать вал современных гаджетов, овладевать Интернетом, и пр.), и родители порой не могут помочь ребенку ни в освоении хитрокрученной школьной программы, ни уж тем более, в освоении школы жизни. Да, природой предусмотрено, чтобы поколение Next перепрыгивало своих предков по многим параметрам, но не такими дикими скачками и не в сторону от.
Я вот думаю – а почему малые народности продолжают почитать стариков? Их старики ведь такие же – беспомощные, с неадекватными притязаниями, вредные, не желающие расставаться с прошлым укладом жизни, нелепые в скоростном мире суперсовременных технологий, флюидной морали и пляшущих ценностей. Почему они не сдают в приюты своих аксакалов, старейшин, бабушек и дедов? Почему уважают их мнение? Может быть, потому что у них в крови – выживать? Может быть, потому что малые народности, всегда находясь под угрозой исчезновения, привыкли хранить и оберегать свою историю, культуру, свой род? А нам че, нас много, нам можно похерить всю историю, весь опыт рода, культуры, нравственности, начать с обмена папиной шинели и дедовых наград на жвачку, закончить поклонением великому богу Эппл.
И если вы доросли до того возраста, когда становятся Дедами Морозами, то, наверное, почувствовали, что это утомительно. Это, черт подери, требует сил и терпения – создавать кому-то маленькому мир, в котором можно безопасно жить и радоваться. И когда в следующий раз захотите упечь всех стариков в дурку и позволить им перемещаться по городу в комендантский час, вспомните, что они все – Деды Морозы, подарившие вам ваше относительно спокойное и беззаботное детство.
И если ваша бабушка еще жива, тащите ей вкусный чай, и просите прощения за то, что, в головокружительном охерении от собственной значимости и исключительности, вы до сих пор не расспросили ее об истории своего рода.
С любовью – ваша дальняя родственница и будущая бабка.
PS: С наступающим – всех Дедов, Дедов Морозов и их подопечных!
Про стариков и их почитание я думаю так:
В древности, жизнь была суровая и выжить, а тем более дожить до седых волос было не просто. Те, кому это удавалось, без сомнений, были людьми умными и крепкими. Кроме того, без письменности они оказывались единственным источником передачи накопленного опыта. Это, собственно, основа. В традиционном обществе, к коим относятся и малые народности, эта основа сидит крепко. Другое дело общество выросшее из традиционного. В нем одна сторона – типа каждой семье отдельную квартиру, имеют и обратную сторону – типа ослабления и разрыва связей между поколениями или родственниками не являющимися близкими. Индустриальное или пост индустриальное общество, в этом смысле более атоминизированно. Кроме того, скорость развития все время возрастает, и опыт стариков просто оказывается архаичным и не нужным.
В замечательно книге Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя» так описано отношение к старикам в эвенкийском обществе:
— Лангара, почему ты не позволяешь давать Карарбаху даже кости? Разве он не заслуживает получить такую же долю мяса, как и все мы? — спрашиваю я. — Так лучше ему, — отвечает она спокойно. — Сытый становится ленивым.
— Но он же совсем голодный; Ты ему даже лепешки не дала.
— Не все меряй брюхом, — отвечает она. — Амакан (*Амакан — медведь)всю зиму ничего не ест, однако все его боятся… Тебе надо знать: у кого
есть все, тот не научится скрадывать зверя, делать ловушки, разбираться в следах. Он даже огня себе не разведет. А без этого в тайге человек что
дупляная лиственница, валит ее ветер куда хочет. — Немного помедлив, она продолжает: — Если Карарбаха кормить досыта, он скоро уйдет к предкам.
— Старик болен? — встревожился я. На лице Лангары досада. Она дожевывает мясо, торопливо вытирает рукавом губы.
— Нет, он не болеет. Но послушай меня, его отец, — она тычет пальцем в старика, обсасывающего кость, — когда имел столько лет, как Карарбах, еще
меньше получал пищи на стойбище и досыта ел только, когда сам добывал зверя. Он все время охотился, много ходил, искал пищу и долго жил, как десять раз олень.
— Десять поколений! Это сто лет.
— Может, и больше.
— Так что же, по-твоему, помогло ему прожить столько лет?
— Ты, как ненян (*Ненян — теленок), глупый, — сердится старуха. — Потому, что голод не давал ему сидеть в чуме, велел ходить по тайге, искать зверя, птицу. Он таскал тяжелую поняжку, спал на морозе, не ленился, много работал. Человек и в старости должен уважать труд, как и пищу. Такой долго живет. Это ты хорошо помни.
— Значит, ты не кормишь Карарбаха, чтобы он не ленился, ходил на охоту?
— Вот теперь ты правильно говоришь, Не думай, что мы жадные, мяса ему не даем. Нет, оборони бог! Так лучше, чтобы его не скоро забрала смерть.
Раньше было: если старик лишний в чуме, понимаешь, без пользы жил, его хорошо кормили, не давали работать, и он скоро пропадал. А Карарбаху нельзя
уходить к предкам. Он лучше всех знает, где есть хорошее пастбище, как лечить оленей, где добыть зверя. Без него нам всем худо будет кочевать в
тайге, Лучше половину стада потерять, чем Карарбаха. Но будет сытый непременно обленится, забудет тропы, ноги потеряют силу, не станет
охотиться, скоро пропадет.
как-то слишком дорого, в итоге, нам обходится индивидуализация..((
По поводу истории рода я сильно заморачивалась одно время – расспрашивала, трясла.И натолкнулас на удивительную вещь. Мои бабушки-дедушки в большинстве своем нчего не знают не только о своих дедах и прадедах, но и о молодости своих родителей достоверно ничего сказать не могут. Думаю, просто некогда было расспрашивать, а может проку не видели. И потом – у нас в стране, выходит, уже больше века ни одно поколение не живет в тех же условиях, в которых жили родители, а потому и проку от опыта предков вроде как никакого. Так что это не новая проблема. Хотя лично мне обидно жуть как – судя по количеству намешанных во мне народностей, у предков была крайне насыщенная жизнь.
«опыт стариков просто оказывается архаичным и не нужным» Это смотря каких стариков!И смотря какой опыт!Да в приобщении к социальному опыту мы не нуждаемся.Но есть другой,более глубинный опыт бытия.Ахметов,Кузник,Келяк,Мамедов,Клочихин,Максимов – этих стариков лично я уважаю не только за ясность ума.В них есть огонь – а это главное!
all lebron james shoes at my estore
click discount gucci for less cjIdUcLe http://www.4fx.com.pl/cheapguccihandbags/
cheap gucci handbags discount for more zYNjoCvO http://erekod.smkseta.com/cheapguccibags/
purchase ugg boots usa and check coupon code available TVgQQZEj http://blogs.aupairusa.de/uggusa3/
you will like marques colston white jersey to take huge discount HqnrEgoL http://new-orleans-saints-jersey.com/drew-brees-limited-black-game-jerseywhite-elite-men-jerseyred-youth-women-jersey/
to buy louis vuitton outlet online for more detail
lvoutletonline821
get outlet vuitton for more detail RyKvIzPP http://www.louisvuitton–outlet.info/
you will like chanel bags outlet , just clicks away
get chanel outlet for more detail
check chanel bags outlet and check coupon code available
get cheap best fake to take huge discount DumSFRJr http://bestdesignerbags1.legeeker.fr/
you will like prada handbags outlet online shopping CRqUjkOJ http://www.prada–outlet.org/
get cheap prada purses outlet with confident lAvAkrvR http://www.prada–outlet.org/
click karen millen online online shopping amJQjjdC http://www.karen-millen–outlet.com/
view justin tuck elite jersey online shopping OHeAsVTI http://new-york-giants.net/hakeem-nicks-limited-black-game-jerseywhite-elite-men-jerseyred-youth-women-jersey/
you definitely love greg jennings women jersey , just clicks away przgSPkP http://green-bay-packers.net/jeff-saturday-limited-black-game-jerseywhite-elite-men-jerseyred-youth-women-jersey/
to buy karen millen coats , just clicks away IJUxGrRE http://www.karen-millen-uk.net/
best for you replica watches to get new coupon JZHWnfZc http://www.replica–watches.com/
order an designer replica handbags for less ITxIKlDW http://www.replica–designerhandbags.com/
you will like best designer handbags , for special offer XNnwGvbT http://www.best-designer-handbags.com/