Уважаемые читатели! Вопреки заявлениям о мировой рецессии, начало рождественских распродаж на крупнейшем рынке мира прошло позитивно и по-боевому. За один день, 25 ноября, до сотни человек в разных городах получили травмы в битвах за дешёвые товары. В одном случае мужчину даже подстрелили на выходе из супермаркета, чтобы отобрать дефицит. В целом тенденция бодрая – покупатели на 10% активнее, чем годом ранее.
Если вам тоже кажется, что в этом позитиве что-то не так – давайте об этом поговорим.
В первую очередь обратим внимание на то, из-за чего увечили друг дружку граждане самой передовой страны мира. Это: банные полотенца по $1,80 (штат Орегон). Новейшая игровая приставка Xbox номер какой-то (г. Лос-Анджелес, слабая женщина при виде толпы испугалась, что на неё не хватит, и перед самым заносом товара прибегла к превентивной самообороне. То есть оперативно расчистила вокруг себя место с помощью газового баллончика, обезвредив до 20 конкурентов). Пачка новых видеоигр (г. Феникс, 54-летний мужчина пытался прорваться вперед всех с боем и в итоге был избит и арестован полицией). Утюги какие-то и так далее.
Это явно была не борьба за выживание — выжить отлично можно и без икс-бокса. Это явно была и не борьба за первенство – вряд ли те, кто борются за статус альфа-особей, станут рвать друг друга на британский флаг из-за новых видеоигр.
На самом деле, видимо, перед нами яростная борьба за стандартность. В период, когда обычность сама по себе становится роскошью и дорожают банные полотенца — некоторое обострение эмоций неизбежно (о кризисе т.н. «стандарта жизни для среднего класса» мы написали уже немало, поэтому развивать тему не будем).
Но куда интереснее другое, уважаемые читатели. Ведь все описанные выше безобразия – явления решительно того же порядка, что и нашумевшая в 2003-м акция по открытию центра связи на Тверской в г.Москве.
Тогда в магазин, напомню, запустили толпу молодого офисного планктона обоего пола. Толпа разделась догола и весело прыгала под камерами, чтобы получить на халяву новейший на тот момент телефон «Нокиа». В той акции никто не пострадал, но суть события была та же: чтобы получить нечто передовое, люди ярко самоунизились и потеряли всякое человеческое достоинство.
Так вот, поведение той московской толпы не спишешь на остервенение и панику. Ведь в 2003-м ещё не было никаких кризисов среднего класса. Наоборот – были сплошные надежды, кредиты и вставание с колен. И тот самый планктон, который сегодня оппозиционно фейсбучит – был расслабленно-аполитичен и открывал для себя курорты Хорватии. Однако он уже был готов на многое ради тогдашних айфонов.
Это может значить только одно. Человеческое достоинство просто не входит в список ценностей, которые в рамках общемирового прогресса последних десятилетий полагалось развивать.
Давайте вспомним ключевые слова доживаемой нами эпохи. Безопасность, Благосостояние, Свобода, Прозрачность, Креативность. «Достоинства» в этом ряду точно не было. Скорее наоборот – мы постоянно слышали пазитифф об умении себя преподнести, презентовать и эксклюзивно продать в розницу. На фоне материально ощутимых плодов прогресса неготовность снять штаны за айфон казалась чем-то вроде хиджаба – ибо только мешала идти к успеху.
…Как показали последующие события, все полезные эффекты от готовности снять штаны и вцепиться ближнему в глотку временны. Сегодня всё очевиднее становится, что даже полная потеря человеческого облика не гарантирует успеха в долгосрочной перспективе. И скорее даже наоборот – несовместима с ним: ведь именно слишком широко распространившаяся готовность снять штаны и вцепиться в глотку привела к тому горькому катаклизму, из которого пытается выгрести современный мир.
И это, уважаемые читатели, заставляет нас заново вспомнить о простой вещи. Конечной целью всякого прогресса должен быть человек. Главной целью борьбы за качество – борьба за выдающиеся человеческие качества. Потому что если их нет — какая разница, по какой системе обслуживают данную тушку, по «капитализму» или по «европейскому социализму»?
Об этом важно будет помнить, отстраивая мир после происходящего.
В противном случае опять выйдет такое же позорище, как сейчас.
мда. Шопоголики радужно и феерично пополняют учебники психиатрии новыми симптомами. Грустновато и страшновато это.
Завтра начну писать по шопо- алко- и прочих -голиков. Начнем с про любовь, пожалуй)))
Вполне акция соответствует упомянутым ключевым словам: безопасно, свободно, прозрачно и уж креативнее некуда. Погодя за благосостоянием.
А человек выдающихся человеческих качеств последнее время выставляется ежели не святошей, то лохом.
Подумаешь люди разделись в супермаркете за скидку. Что такого? Зато выгодно. На пляжах вон без всяких скидок раздеваются.
Всё дело в маркетинге и «эффекте толпы». Немцы вот например тратят свой выходной чтобы в толпе побродить по рождественскому базару. У всех свои обычаи и настроения Умом зачастую это не понять
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15556588,00.html
stas_v
Не совсем понимаю причем тут обычаи. Дело действительно в маркетинге. В маркетинге спекулирующем на самых низких человеческих инстинктах. Культивирующем в людях животных. Одно дело погулять по рождественскому базару и совсем другое ломится за игровой приставкой поливая всех газом или снимать штаны за телефон.
Да согласен маркетинг надо поставить на первое место.Рождественнский базар это тоже своего рода маркетинг. С помощью этих базаров продаются какие-то странные предметы типа обточенных лесных палочек по цене неплохой мебели или стакан глинтвейна по цене 2х бутылок пива. Обычай я имел ввиду как повод кому то раскрутиться.