Праздник Свободы и похмелье будней

Недавние политические бурления с митингами, шествиями, речами, скандированием и прочей уличной атрибутикой, вызвали у политологов и историков массу уместных и не очень ассоциаций с российскими революциями прошлого века. Конечно, в первую очередь, говорили о февральской буржуазно-демократической революции. В очередной раз вспоминали её ход, действия политиков, значение для страны. Однако, так или иначе, все эти обсуждения всегда крутятся вокруг событий происходивших в столице. Человеку же свойственно примерять происходившее на себя. Вот мне и подумалось – а что принесла февральская революция в Петербурге простому читинскому обывателю? Заглянем в март 1917 года.

Падение самодержавия окончательно произошло 3 марта (по старому стилю) когда великий князь Михаил Александрович передал  власть Временному правительству. 10 марта, в Чите на Атамановской площади прошли торжества в честь этого события. Вот что писала «Забайкальская новь»:

С 10 часов утра на площадь стройными рядами стали подходить общественные организации со своими красными знаменами, оркестрами, хорами: профессиональное общество торгово-промышленных служащих, общество чиновников Читы, военная организация вышла особенно импозантной, офицеры, военные врачи и чиновники вместе с солдатами пришли со своими красивыми красными знаменами. Начальник артиллерийского склада под руку с двумя рабочими несли знамена «Богиня свободы». Учащиеся всех учебных заведений города, в числе нескольких тысяч человек со своими оркестрами, хорами и знаменами представляли замечательное зрелище. Организация РСДРП пришла с красными знаменами, затем пришла организация партии социал-революционеров, огромная партия рабочих и служащих Дальнего Вокзала. Отдельно красивой группой и лучшим хором пришли 150 служащих областного Союза  кооперативов с их семьями, малорусская колония, делегации еврейской и магометанской школ. <…> Торжественный момент наступил, когда многочисленная публика и солдаты, как один человек, поклялись отдать свою жизнь за торжество свободной России. В заключении оркестр сыграл «Похоронный марш» вечной памяти павшим борцам за Свободу. Многие плакали. <…> Первый праздник русской революции показал, что её встретили восторженно и единодушно.

Читая эти строки, живо представляешь какие чувства  испытывали тогда люди – вот она новая жизнь! Уж теперь то все будет по другому. Плохого будет меньше, а хорошего больше. И заживут теперь не как раньше. Правильно заживут, честно и справедливо.

Интересно, что подобные настроения бродили и в правящих кругах. Так, одним из первых шагов Временного правительства стала всеобщая амнистия. Керенский,  который стал тогда министром юстиции, говорил:

…амнистия должна способствовать напряжению всех творческих сил народа и защите нового государственного порядка, открывающего путь к обновлению и светлой жизни и для тех, которые впали в уголовные преступления.

Для уголовников, освобожденных с нерчинской каторги, путь к светлой жизни пролегал через Читу. Город оказался наводнен преступниками всех мастей. Созданная городская милиция справится с ними не могла и была вынуждена выступать в местных газетах с обращениями к населению: «Придите к нам на помощь!» Окрестности города наводнили шайки грабителей. Ситуация становилось критической.

В начале июня неизвестные напали на противочумную станцию. Выстрелом в голову был убит заведующий лабораторией, известный врач Иван Степанович Дудченко. Семерых его сотрудников задушили веревкой и сбросили в подвал. Похороны ученных вылились в огромную манифестацию. В 60-ти тысячном городе собрались около 8 тысяч человек. Неуправляемая толпа учинила самосуд над подозревавшимися в грабеже братьями Мешковыми. Какой-то человек пытался остановить разъяренных людей и был забит до смерти. После, трупы привязали к телеге и таскали по городу. От властей требовали выдать заключенных из Читинской тюрьмы для публичной казни.

Конечно, гнев народный решить проблему не мог. Толпы на улицах способны на разрушение или на ликование, а для планомерной работы нужны толковые органы власти. В Чите, разгул преступности удалось остановить только к середине 20-х годов.

Пьянящий воздух свободы и всенародное ликование это конечно здорово. Падения тираний и разгон сатрапов всегда праздник для души и тела. Только вслед за этим приходит похмелье суровых будней. С неприглядной уголовщиной, голодом и всеобщим бардаком. И каждый, кто сегодня пляшет на площадях и пьет Свободу большими глотками, должен осознавать, что завтра наступит похмелье, которое, для многих, может оказаться смертельным.

При написании материала использована книга И.Г. Куренной
«Чита. Город во времени» (Новосибирск, 2001)