Выехать из Владивостока оказалось не очень сложным делом – пара пешеходов и один сотрудник ГИБДД легко показали нам дорогу на запад. Дороги во Владивостоке – ужасающие. То, что творится с дорожным полотном в Чите по сравнению с дорогами в этом курортном городе – это просто как площадь имени Ленина сравнивать с подъездами к Краснокаменску. Везде идут ремонты – город готовится к саммиту АТЭС. Приходится или объезжать или просто корячиться по колдобинам.
Но в самом городе – это просто цветочки. На выезде из города по дороге во Владивосток в 12 часов утра стояла пробка протяжённостью, по-моему, километров пять. Мы долго довольно спокойно ехали вдоль неё, но потом сами вляпались в пробку, стоять в которой пришлось без малого два часа.
Центральная часть хабаровской трассы на подъездах к Владивостоку отсутствует – там строят новые мега-трассы с мега-мостами и развязками. Тысячи машин плетутся в плохо организованных грязных объездах вдоль огромных баннеров с сообщением о том, что ремонт дороги курирует лично губернатор Дарькин. Всё это происходит в том же самом облаке, которое висит над городом. Но здесь мне было уже как-то легче, потому что я валялся в пассажирском сидении и посматривал на карту.
Из города мы выехали в 11.20 по читинскому времени. За час проехали километров 25. Литр Аи-92 на заправках стоил в начале мая в районе 25 рублей – где больше, где меньше.
В 13.20 из пробки мы выехали, сделав за два часа 65 километров. В будущем это серьёзно подорвало наши планы до ночи проскочить Хабаровск.
Километрах в ста от Владивостока начинают махать палками ГИБДД-ники. Тут я вспомнил всё, что было со мной 4 года назад, и понял, что никакие реформы ничего в приморской милиции не изменили.
Останавливает тебя каждый первый ГИБДД-ник. Все они стоят в кустах или под другими прикрытиями. Чаще всего в двух точках – тем, где ты можешь пересечь сплошную, или там, где ты можешь превысить скорость на 60 км/час. В первом случае это часто те места, где ты начинаешь обгонять на прерывистой, а закончить обгон можешь на сплошной. Я не очень хорошо, к сожалению понял, как правила характеризуют это нарушение, но права при нём приморские милиционеры забирают. Но часто ловят и просто на сплошной – безо всяких прерывистых.
В ситуации с превышением скорости это чаще всего населённый пункт, табличка с обозначением которого выполнена в синем цвете. Потом где-нибудь перед поворотом на идеально ровной дороге стоит знак с ограничением скорости в 40 километров в час. Сразу за поворотом стоит экипаж с радаром, который останавливает исключительно тех, кто завалился за сотню. Если превышение не добралось до магической отметки в 60 км/час, на тебя особо и не смотрят. Два или три раза я очень сильно сомневался в том, что такой знак здесь вообще может стоять – нет ни домов, ни пешеходных переходов. Ничего. Но зато есть место, где можно укрыться гаишникам.
Учитывая, что до Хабаровска почти везде сплошная и везде торчит ограничение скорости, необходимо делать две вещи – не пересекать сплошную, если ты на 100% не уверен, что впереди нет машины ГИБДД, и смотреть на спидометр, чтобы не превысить скорость больше, чем на 60 км/час.
Нас до Хабаровска остановили 11 раз. Пару раз мы с трудом уносили ноги. Перегоны в заежках говорят о том, что деньги за возвращение прав берут все. Берут и 500, и тысячу и две тысячи. Фиксированной таксы нет, всё зависит от ситуации.
Под конец мне было очень не по себе, и я очень хотел добраться до Хабаровского края, чтобы эти постоянные остановки закончились. Так оно, кстати, и случилось – как только ты покидаешь Приморский край, полиция вновь превращается в милицию, экипажей становится в двадцать раз меньше, и останавливают тебя только на постах. Ну, и они начинают ездить на русских машинах. В Приморском крае милиция, уже переименованная в полицию, ездит на подержанных праворуких иномарках. Как и всё население региона. При этом я пару раз видел раритеты, типа марка года эдак 89-го, с наклейками «Полиция» и всей прочей мишурой.
Ехали мы ориентировочно до полуночи. До Хабаровска добраться не удалось, ночевали на посту ГИБДД в Вяземском, проехав за день 663 километра. Отъехали метров пятьдесят и встали за перегонами, милиционеры не были против. Спать в партнёре крайне неудобно, но это отдельная тема. Да и на вторую ночь усталость сказалась – под Могочей я спал очень комфортно ровно в тех же условиях, в которых в Вяземском не мог заснуть часа полтора.
Встали в 4.40, как смогли помылись и тронулись дальше, жуя по дороге вчерашнюю колбасу. Хабаровск проскочили достаточно спокойно, ориентируясь по указателям на Биробиджан. В 6.40 были уже за городом.
Теоретически здесь должна начинаться идеальная трасса, по которой в прошлом году ездил Путин. Но от Хабаровска необходимо отъехать около 660 километров, чтобы эта дорога началась. До этого есть только два идеальных участка – около Биробиджана и около Белогорска. В остальных местах трасса или старая, или не очень старая, но вся убитая заплатками, или новая, но построенная так, что всё провалилось под землю волнами, и ехать можно только по обочинам со скоростью километров 20.
Кое-где уже ведётся капитальный ремонт, там вообще земельное полотно снято, и трасса выглядит как в старые добрые времена – грунтовка с экскаваторами, раскиданными по обочинам.
Тут особо комментировать нечего. Итак всё всем понятно.
К трём часам дня, пообедав в какой-то отменной и недорогой столовой, мы добрались, наконец, до разрекламированной трассы где-то в 730 километрах от Хабаровска.
Отсюда и до Урульги идёт идеальная или почти идеальная дорога, по которой можно спокойно ехать и 180 километров в час. Есть какие-то мелкие косяки, провалы и так далее, но почти везде стоят предупреждающие знаки.
Мы ехали с крейсерской скоростью в 140 километров в час, которая воспринимается на такой трассе как 60 км/час.
Здесь надо быть готовым к тому, что там, где начинается идеальная трасса, заканчивается какой бы то ни было сервис. Все населённые пункты трасса обходит стороной, забегаловок очень мало, хотя АЗС, в принципе, в достатке. У нас была неплохая карта, на которой все заправки обозначены, и которая нас ни разу не обманула. Мы ориентировались по ней, чаще всего заливая по полному 40-литровому баку.
В Забайкальском крае начинается дефицит АЗС. Если вы не хотите заезжать в Могочу, до которой от трассы километров 10, то лучше заправиться в Семиозёрном или Амазаре. После Могочи первая стопроцентная заправка попадётся вам только в Чернышевске. И если бак рассчитан на 40 литров, то это не очень приятно.
В общем, ночевали мы под Могочей, не рискнув под проливным дождём в кромешной темноте ехать до Сбеги. За день проехали 1 630 километров.
Дальше рассказывать особо нечего. Выехав в 6.15 утра из Могочи, в 10.55 мы были в Урульге. Здесь дорога заканчивается – сразу за Урульгой вообще снято дорожное полотно. Потом до Читы есть нормальные куски, а есть как-то не очень. Но ехать можно, и это не окрестности Владивостока – всё терпимо.
В первом часу мы были в Чите. В два часа пили водку на кухне.
Таким образом, перегон занял без учёта первой ночи пять дней. Доехать из Владивостока с одной ночёвкой можно, но нужно гнать машину, и быть как-то поудачливее в плане пробок на выезде из Владивостока и милиции в Приморском крае. Плюс желательно проскочить Хабаровск в первый день перегона, можно ночью. Ночуя уже за Хабаровском, вполне, по-моему, реально уложиться в два дня и приехать в Читу ночью.
Но вообще спокойнее ехать с двумя ночёвками, будучи готовым к тому, что почти никакой придорожной инфраструктуры кроме мест, где можно поесть, за Хабаровском нет. Я пару раз видел гостиницы, но всякий раз они не вызывали у меня особого вожделения. Ночевать в населённых пунктах опасно. Мы намеренно выбирали площадки или около постов ГИБДД или вдали от населённых пунктов.
Есть мнение, что можно съездить во Владивосток за машиной или одному, или с людьми, с которыми можно будет на берегу договориться о том, что нужно подстраиваться под желания и возможности друг друга. Можно, вероятно, съездить летом покупаться пару дней в Японском море, не спеша забрать машину с таможни, не спеша доехать до Хабаровска, потолкаться там пару дней в качестве экскурсионного тура, а потом за сутки доехать до дома.
Особого удовольствия от стремительного трехдневного тура по маршруту Владивосток (Уссурийск) – Чита я уже второй раз не получаю.