Недавние политические бурления с митингами, шествиями, речами, скандированием и прочей уличной атрибутикой, вызвали у политологов и историков массу уместных и не очень ассоциаций с российскими революциями прошлого века. Конечно, в первую очередь, говорили о февральской буржуазно-демократической революции. В очередной раз вспоминали её ход, действия политиков, значение для страны. Однако, так или иначе, все эти обсуждения всегда крутятся вокруг событий происходивших в столице. Человеку же свойственно примерять происходившее на себя. Вот мне и подумалось – а что принесла февральская революция в Петербурге простому читинскому обывателю? Заглянем в март 1917 года.
Падение самодержавия окончательно произошло 3 марта (по старому стилю) когда великий князь Михаил Александрович передал власть Временному правительству. 10 марта, в Чите на Атамановской площади прошли торжества в честь этого события. Вот что писала «Забайкальская новь»:
С 10 часов утра на площадь стройными рядами стали подходить общественные организации со своими красными знаменами, оркестрами, хорами: профессиональное общество торгово-промышленных служащих, общество чиновников Читы, военная организация вышла особенно импозантной, офицеры, военные врачи и чиновники вместе с солдатами пришли со своими красивыми красными знаменами. Начальник артиллерийского склада под руку с двумя рабочими несли знамена «Богиня свободы». Учащиеся всех учебных заведений города, в числе нескольких тысяч человек со своими оркестрами, хорами и знаменами представляли замечательное зрелище. Организация РСДРП пришла с красными знаменами, затем пришла организация партии социал-революционеров, огромная партия рабочих и служащих Дальнего Вокзала. Отдельно красивой группой и лучшим хором пришли 150 служащих областного Союза кооперативов с их семьями, малорусская колония, делегации еврейской и магометанской школ. <…> Торжественный момент наступил, когда многочисленная публика и солдаты, как один человек, поклялись отдать свою жизнь за торжество свободной России. В заключении оркестр сыграл «Похоронный марш» вечной памяти павшим борцам за Свободу. Многие плакали. <…> Первый праздник русской революции показал, что её встретили восторженно и единодушно.
Читая эти строки, живо представляешь какие чувства испытывали тогда люди – вот она новая жизнь! Уж теперь то все будет по другому. Плохого будет меньше, а хорошего больше. И заживут теперь не как раньше. Правильно заживут, честно и справедливо.
Интересно, что подобные настроения бродили и в правящих кругах. Так, одним из первых шагов Временного правительства стала всеобщая амнистия. Керенский, который стал тогда министром юстиции, говорил:
…амнистия должна способствовать напряжению всех творческих сил народа и защите нового государственного порядка, открывающего путь к обновлению и светлой жизни и для тех, которые впали в уголовные преступления.
Для уголовников, освобожденных с нерчинской каторги, путь к светлой жизни пролегал через Читу. Город оказался наводнен преступниками всех мастей. Созданная городская милиция справится с ними не могла и была вынуждена выступать в местных газетах с обращениями к населению: «Придите к нам на помощь!» Окрестности города наводнили шайки грабителей. Ситуация становилось критической.
В начале июня неизвестные напали на противочумную станцию. Выстрелом в голову был убит заведующий лабораторией, известный врач Иван Степанович Дудченко. Семерых его сотрудников задушили веревкой и сбросили в подвал. Похороны ученных вылились в огромную манифестацию. В 60-ти тысячном городе собрались около 8 тысяч человек. Неуправляемая толпа учинила самосуд над подозревавшимися в грабеже братьями Мешковыми. Какой-то человек пытался остановить разъяренных людей и был забит до смерти. После, трупы привязали к телеге и таскали по городу. От властей требовали выдать заключенных из Читинской тюрьмы для публичной казни.
Конечно, гнев народный решить проблему не мог. Толпы на улицах способны на разрушение или на ликование, а для планомерной работы нужны толковые органы власти. В Чите, разгул преступности удалось остановить только к середине 20-х годов.
Пьянящий воздух свободы и всенародное ликование это конечно здорово. Падения тираний и разгон сатрапов всегда праздник для души и тела. Только вслед за этим приходит похмелье суровых будней. С неприглядной уголовщиной, голодом и всеобщим бардаком. И каждый, кто сегодня пляшет на площадях и пьет Свободу большими глотками, должен осознавать, что завтра наступит похмелье, которое, для многих, может оказаться смертельным.
При написании материала использована книга И.Г. Куренной «Чита. Город во времени» (Новосибирск, 2001)
Сейчас разномастные оппозиционеры привыкли кричать смешные вещи про бескровную революцию. Мол, вы нам дайте этих товарищей из кремля выгнать, и тут же наступит всемирное благоденствие. У меня при этом в моменты посещения какого-нибудь среднестатистического Сретенска или Усть-Обора всегда самый большой страх заключается в том, что среди вообще всех тех, кто сегодня привык называть себя в России политиком, нет людей, которые бы понимали, что вообще нужно сделать, чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Не показные фасады статистики, а именно ситуация.
Я вообще за последние полгода самым кардинальным образом пересмотрел своё отношение к протестному движению в сильно худшую сторону – у меня таких смысловых ломок не было уже лет пять. Я ещё даже 5 декабря как-то в голове метался частенько, а теперь у меня к этой смысловой нагрузке а-ля яшин-навальный-немцов отвращение на грани полного неприятия.
Народ до революции думал что он на дне, а дно оказалось гораздо глубже. Постоишь на эшафоте как Достоевский, поймешь что стоит собственная жизнь, начнешь думать о жизнях других, станешь монархистом, умеренными и консервативным во взглядах человеком. А можно и изначально без эшафота просто быть бережливым к жизни и порядку.
человек интуитивно стремится к стабильности.тем более если хорошая зарплата.но дело не только в статусе – с годами реально становишься конформистом и не хочешь перемен,а немцовых держищь за долбоёбов(это я его языком выразился))).но парадокс-то в том,что только в переменах есть смысл,задел для роста,пусть токмо внутреннего.россию развалит коррупция.если она есть в рядах,где должна быть чистота – пиши пропало.
Вот тут более-менее здраво сказано.
Правда, абстрагируется от менталитета российских массссс…
http://kungurov.livejournal.com/44137.html
—————Начало цитаты—————
Раз вы пришли на участок, то значит, что вы придерживаетесь демократического фетиша, верите, что весь этот балаган имеет смысл и признаете правящий режим. Важна именно явка – это ритуал, и не более того. Если 70% избирателей пришло на выборы – значит быдло верит в то, что с помощью выборов оно на что-то там влияет. Следовательно, кремлевский режим легитимен и эффективен, он даже гораздо легитимнее и эффективнее многих демократических режимов на Западе, где явка на выборы давно уже упала ниже отметки в 50%. Об особенностях бельгийской демократии я уже писал в статье Минет, как высшее проявление демократии.
Теперь представьте, что население говорит: «Мы не верим путенскому лохотрону и не пойдем на выборы». Не важно, какой процент получит Путен – 75% или 99%, в первом туре он победит или во втором. Большие дяди в Давосе ему скажут: «Если на выборы ходит всего 20%, твой режим, Вольдемар, обанкротился. Ты разрушаешь миф о том, что свободные альтернативные выборы – высшее достижение западной цивилизации. Это подрывает веру в демократию, дискредитирует наши ценности, что мешает нам удерживать в повиновении наше, западное быдло. Поэтому уходи, или мы устроим оранжевую революцию, а у тебя отберем наворованные деньги».
Повторяю для самых тупых: легитимность (то есть признание, одобрение со стороны подданных) власти базируется не на полученных\нарисованных процентах, а на количестве верующих в избирательный лохотрон
———Конец цитаты————