Есть на радио «Эхо Москвы» журналистка Латынина. Ведет там передачу «Код доступа» в которой рассказывает про всякое. И вот в одной из программ выдала следующее:
За образование, в том числе среднее и даже прежде всего среднее люди состоятельные и не очень состоятельные готовы платить огромные деньги. Они говорят: «Среднее образование для всех должно быть бесплатно». А тут вы мне скажете: «Как? Вы предлагаете систему элитарного образования! Бедные дети не смогут платить за образование – это несправедливо».Я, во-первых, отвечу вопросом на вопрос: «А то, что богатые не платят за образование, это справедливо?» Ну, то есть для начала это абсолютный бред. Есть состоятельный человек, который готов заплатить что угодно за своего ребенка. Но этот ребенок теоретически должен учиться бесплатно, отнимая те самые бюджетные деньги, не такие уж обширные, которые можно было потратить на других детей. Соответственно, те деньги, которые родители готовы заплатить за обучение своего ребенка, но легально не могут, они платят нелегально. Зачем? Ради ханжества.Отсутствие системы среднего элитного образования в стране – ну, это знаете, как если бы в Хогвартс послать учиться маглов, по причине всеобщего равенство. Ну, маглов большинство, они бы быстро объясняли волшебникам, учителям, что «вот, идиоты и чудики – они учатся колдовать, а правильно – это нюхать клей».
Итак, что по факту предлагает Латынина? Создать школы для богатых и школы для бедных. Любопытна её аргументация, мол богатые не платят за бесплатное образование и это не справедливо. Если поразмыслить, то бесплатного в этом мире нет. За всеобщее образование платит всё работающее общество. Кто мешает состоятельному человеку платить за дополнительное образование ребенка? Нанять, репетиторов, оплачивать курсы, секции и т.д. Вроде бы никто. Но базовое-то образование одинаково для всех. И это видимо раздражает определенную часть общества, мнение которой и выражает Латынина.
Любопытен и второй аргумент – сравнение из мира Гарри Поттера. Я так понимаю под волшебниками подразумеваются люди обеспеченные, а под маглами люди бедные. В книге, волшебные способности врожденные, тогда как в реальности, богатство признак приобретенный. Но Латынина не заостряет на этом внимание. Наоборот, – ставит достаток на одну доску с талантом. Мол, смотрите, есть же специализированные школы для спортсменов – а почему не сделать специализированные школы для богатых? Не берут же в музыкальную школу людей без слуха. То есть богатство в данном случае – это, в общем-то, талант, уникальная, данная свыше способность человека.
Вся история 20-го века наполнена борьбой за равноправие. И в первую очередь, результатом этой борьбы стала система образования. Не важно каков твой доход, ты получишь образование ровно такое же, как и все остальные. Единственное разница в уровне способностей и умения распорядится полученными знаниями. По большому счету, эта основа на которой стоит система социальных лифтов.
Что произойдет если появится система элитного среднего образования? Скорее всего, усиление и закрепление разделения общества на богатую «волшебников», и бедных «маглов».
А может быть Латынина права? Может быть пытаться уравнять людей не более чем ханжество и противоречит самой сути человека? Ведь действительно, если я, благодаря своим способностям, сумел заработать достаточное количество денег, то почему мой ребенок должен учится вместе с детьми тех, кто не смог этого сделать? С детьми которые будут испытывать к моему ребенку чувство зависти и тем самым портить ему жизнь? Пусть учится вместе с детьми успешных людей, формирует круг общения и соответствующие взгляды, чем отправлять его в школу где он будет равняться с неизвестными.
Во всем мире проблема давно уже решена.. за образование платят все! Причем приличные деньги.
А для неблагополучных семей существуют школы при церквях и благотворительных организациях, где помимо обучения детям еще и мозги вправляют, как жить дальше. Как раз те житейские знания, которых им не хватает в бедной семье. На западе в небольших городах и поселках есть система ремесленных школ где общее образование преподают параллельно профессиональному с малых лет. По выходу имеют высококлассного технаря, умеющего выполнять свою работу более чем качественно и который оплатил свое обучение своими же руками во время самого процесса.
Да ладно. Неофициальное разделение на «элитные» и «не очень элитные» школы очень даже существует. И существовало давно, еще с советских времен. Пусть будет официально. Некоторые очень хотят платить, это для них вопрос престижа – пусть им.
Да, пафосная снобистская терминология Латыниной коробит. Еще бы, она себя явно к элите причисляет:)
Но и для обычных людей есть плюсы. Мне, допустим, было некомфортно учиться в пафосной школе, куда меня запихали родители в неуемном стремлении к лучшему еще в совсем бесплатные времена. Если весь класс состоял из детей и внуков всяких местных царьков, я со своими инженерными родителями чувствовала себя еще каким магглом. Так что пусть учатся отдельно. Я – за!
да давно у нас уже закрепилось разделение на богатых и бедных) а бедным образование вообще зачем?) все к тому и идет. введут вот скоро новые образовательные стандарты)) и оставят бедным четыре обязательных предмета, два из которых ОБЖ и физкультура ))
Имхо, ничего страшного нет в том, что у богатых есть свои – частные школы. И пусть платят за них, сколько вздумается.
Но не нужно отнимать у людей, доход которых не позволяет платить за образование, бесплатные школы. Все равно, бедных у нас в стране больше, чем богатых. И детьми-мажорами все существующие школы не забьешь (если только не сокращать количество школ в принципе).
Одним – одно, другим – другое. И хоть это разделение по слоям, но это данность – у одних есть возможности, у других их нет.
Главное, чтобы не было унификации. То есть, либо все школы платные, либо все бесплатные. Пусть будет, например, 70-80 процентов богатых, 20-30 – обычных.
по-моему, Латынина вообще не очень в себе и никогда в себе не была. я так полагаю, что тема вброшена просто для создания очередного холивара.
государство априори отвечает за создание системы общего бесплатного образования, а если богатые хотят учить своих детей за бабки – пусть учат в резервациях для богатых.
хотя на деле, конечно, то же высшее образование давно превратили в платную херню, которая в большинстве своём не даёт никаких фундаментальных знаний, а просто жрёт бабло.
вот вам свежий релиз – http://e-zab.ru/?page=0&news=15160. там написано, что образование остается самой коррупционной сферой в крае. ничего нового. а вот кое-что новое из этого источника: «Еще один подобный факт был выявлен сотрудниками органов внутренних дел в ЗабГГПУ. Кроме этого, в настоящее время проводится проверка в отношении ряда руководителей ЗабГГПУ по подозрению в совершении в течении длительного времени служебных подлогов. Проверяемые лица в течение нескольких лет проводили по документам университета в качестве совместителей докторов наук из других регионов и работающих в других вузах, которые, фактически не выезжая в Читу и не осуществляя преподавательской деятельности, получали заработную плату».
а ведь так работают, по ходу, очень многие вузы. политен на этом вроде как черкасов ловил.
так что тут надо больше заботиться о том, что делать с общей системой образования для всех, а не о том, куда хочется затолкать бабло богатым.
а латынина – вообще страшный тролль.
Запад понятие очень большое. В каждой стране образование сделано по своим принципам. В Германии, например, государство ответсвенно за средние школы. На равне с ними существуют частные. Люди (не мажоры а народ пусть с небольшим, но достатком) охотнее ребенка отправляют в начальную частную школу, где ребенок первые свои четыре класса учится в среди детей примерно своего круга. Т е среди детей чьи родители считают совершенно нормальным фактом оплату за обучение. В государственных школах ребенок попадает иногда в среду турецко-хорватского большинства со всеми вытекающими отсюда моббингами и т д. После четвертого класса идет разделение на тех кто идет в гимназию, реал или совсем отстойную основную школу (Hauptschule) В этом случае отбор по социальному уровню происходит как бы сам собой уже по уровню знаний ребенка. Хотя и в этом случае есть частные гимназии которые предлагают какое-нибудь особое воспитание дополнительные предметы и переводя туда ребенка как бы опять же вместе с тем выбираешь (покупаешь) для него круг общения и социальную среду. Для родителей , которые связались с частными школами платить за школу не единственное неудобство, как правило, приходится к тому еще и ребенка возить на другой конец города.
В Советском Союзе тоже всегда было разделение на более и менее привелигированные школы. Та же самая 4-ая или 49 школы в Чите чем вам не пример?
Вы не понимаете, о чем говорит Латынина. Она же не о частных школах ведет речь, а о системе элитного образования/ Т.е. о системе отличной от общеобразовательной. Другой, более расширенный набор предметов, другой подход к их изучению. Т.е. не как сейчас – учат где-то хуже, где-то лучше, но одному и тому же. Она говорит про две разные системы. Примерно так: есть общая для всех – арифметика, грамматика, физкультура, лепка из глины, основы физики, зачатки химии и история человечества за два года. И есть элитная – алгебра, физика, черчение, риторика и т.д. Вот о чем речь идет.
В СССР не было элитных школ. Просто потому, что существовала единая унифицированная система образования. Сын токаря и первого секретаря обкома учились по одним и тем же учебникам и программам. И если сын токаря оказывался сообразительнее, то у него были все шансы стать академиком. Потому что объем и уровень базовых знаний они получали одинаковый. Это обеспечивало подвижность внутри общества.
Ок, а как вам вариант, что в школах бесплатными остается лишь пара часов русского языка и час физкультуры (или наоборот). А все остальное – за бабло. Тогда практически все районные школы, куда люди из соседних деревень ездят, можно сразу закрывать. Мало кто ради трех часов будет бензин тратить. И чо тогда будет в деревнях?
Mal.ahh!
я думаю, что до такого дойти могло разве что при фашистах.
или ты про пресловутый 83-й закон?
Никто еще толком так и не может понять чем грозит этот пресловутый 83-й закон, никто не знает, что это будут за новые образовательные стандарты, сколько обязательных часов останется, какие именно предметы это будут. все на уровне слухов и догадок. но есть стойкое мнение, что все это делается исключительно с одной целью – снизить количество образованных людей в России. Закрытие малокомплектных школ школ в селах под видом «оптимизации» по сути направлено на те же цели.
Я думаю, что задумка у 83-го закона была благая, но на деле это всё кончится плачевно. Отсутствие информации связано с отсутствием информирования – федеральное правительство в очередной раз село в лужу, втихую протащив закон через равнодушную и послушную Госдуму, и не потратив никаких усилий для того, чтобы разъяснить плюсы реформы. В итоге никто ни черта не знает, а в информационное поле за время молчания официальных федералов было вброшено такое количество негатива, что теперь уже никто никогда не переубедит людей в том, что это важно и нужно.
Да и, по моим ощущениям, что в здравоохранении, что в образовании, что в любой другой социалке, никакая реформа не будет работать до тех пор, пока людям не начнут платить нормальные деньги. Когда врач или учитель получает 10-20 тысяч рублей, ему плевать на все реформы – он работает на еду и одежду. Приравняли людей, которые по сути формируют интеллектуальный фундамент нации, к уборщицам и сантехникам, а теперь проводят реформы, которые уже на хер никому не нужны – не до реформ.
А мне вот интересно – чо это сразу «в Германии так, на западле так». Шея не болит от мотания башкой в сторону западла? Западл может и являлся долгое время кузнецей модерна, но ныне все, был модерн да вышел весь. Виной этому как раз идеология быдл и элит. Щас сразу начнут орать мол мир несправедлив и человечество так устроено, только я тут вижу костяные геббельсовские уши. Да здравствует всеобщее бесплатное среднее и высшее, отделение церкви от школы и вечный бан истерическим журнализкам с пулей-дурой в голове.
Про реформу образования был хороший материал в Русском репортере
http://rusrep.ru/article/2011/02/09/school/