Красивая сказка взаправду

В Забайкальском рабочем от 7 октября сего года читал сказку. Написал ее детский писатель Тенчой, которому посвящен целый разворот. Судя по материалам о нем – сугубо положительный, духовный человек, как раз именно такому положено писать для детей книжки. Поэт Владимир Климов пишет о его творчестве:

Маэстро Тенчой – мудрец с душой Поэта, философ и фантазер. Его сказки – фантазийные притчи. Не назидательные причитания – что надо знать и как себя вести, а волшебные картинки – исполненные и смысла, и стиля.

О чем же поведал известный писатель в рассказе «Сгоревший дацан»? Оказывается, до революции в Агинске был Бэрцинский дацан (вероятно, это Бурцуевский или Бырцуйский дацан, находившийся на территории нынешнего Кыринского района, но не будем придираться к географическим мелочам, ведь условный сказитель имеет право назвать территорию целого района названием села, все равно это где-то рядом – в паре сотен километров). Ну так вот – в этом дацане попытался укрыться русский православный, за которым гнались красноармейцы. Наверное, именно факт принадлежности русского к вере и заставил целый отряд красных гнаться за ним долгие версты. Настоятель впустил беглеца, которого спрятали в амбар. Пришли злые красноармейцы, но ламы не выдали человека, попросившего у них убежища. Солдаты попытались вытащить священнослужителей из дацана, но даже всемером не смогли сдвинуть ни одного из них. От бессилия самый красный из красных велел поджечь дацан с такими тяжелыми монахами. С тех пор на месте сгоревшего дацана слышны молитвы сожженных.

Сказка, как сказал поэт - ложь. Поэтому вряд ли детский писатель Тенчой сможет предоставить нам документальные свидетельства жуткой истории. Так и останутся краснопузые чудовища без нюрнбергского процесса, ведь сказки пока еще не являются доказательствами в суде (хотя, судя по различным «судам истории» – недолго осталось до этого славного момента). Самое главное – чтобы дети знали Правду!!! Для этого и нужна сказка-ложь.

Все тот же поэт Владимир Климов пишет о книгах детского писателя:

По текстам буквально разлит способ познания, который Бертольд Брехт называл «эффектом отчуждения». Чтобы увидеть некое явление, слово, знание обновленным взглядом (оно невидимо за многократным, до дыр затертым употреблением), надо сделать его чуждым, неожиданным. То есть посмотреть на него с другого ракурса. И тогда давно знакомое предстанет как новенькое, впервые встреченное…

Ну что ж, вот и узнал читатель что-то новенькое. А помогла ему в этом замечательная газета, созданная революционерами, газета, награжденная когда-то орденом Трудового Красного Знамени – «Забайкальский рабочий».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Красивая сказка взаправду: 17 комментариев

  1. Да, комментарий развернутый :) Надо было написать «в забрабе под видом сказочек проводят откровенно антисоветскую пропаганду, равняя фашистов и большевиков». Может, редактору станет «пустячок, а не приятно»

  2. to Circus

    а…так сказка об этом? А то я не поняла. И пост про что- тоже не поняла:-)

  3. Hvostataya
    В общем, пытался донести сарказм – революционная газета публикует антисоветчину. Видимо, не получилось. А что, в сказочке про зверей-красноармейцев ты ничего такого не видишь?

  4. «в сказочке про зверей-красноармейцев…»

    Красноармейцы всегда несли людям доброе и вечное. Когда приходили в селение сперва наперво учили всех грамоте, мыли в банях, кормили досыта, раздавали землю и делали прочие добрые вещи. И лишь потом присылали карательные отряды, устраивали продразверстку расстреливали поганое кулачье, сажали попов и взрывали церкви.

    Сказитель же, поведавший красивую легенду, живо напомнил старого кара-калпака Ухума Бухеева, поведавшего историю озера Иссык-Куль, что означает «сердце красавицы склонно к измене».

  5. Klugenzenheimer
    Ближе к телу – в сюжете описан случай сожжения заживо монахов красноармейцами. Такие случаи принято подтверждать фактами. Если из этого лепят сказочку для ребенка, то он уже с детства знает, кого надо ненавидеть. Ну, примерно как ты знаешь

  6. Тут вишь чо, смотря как на все это смотреть – если это сказка с претензией на историчность, то да, давай факты. Если же это хрен пойми что, и красноармейцы лишь дань моде «быть вне системы» и «открывать глаза на правду», то и читать-то эти бредни незачем. Другой вопрос на кой хер это ЗабРаб напечатал?! Ну я понимаю, если бы это Вечорка была, или какой-нить «Вестник НЛО». Но вродь серьезная газета, а какую-то галиматью печатают…

  7. to circus

    Кароче, сарказм-то я типа поняла. Наверное, это единственное, что мне прочиталось легко и понятно:-) благо, не первый день знакомы:-)
    Просто все основательные титулы забраба мной уже воспринимаются совершенно формально, а не исторически. Не вгляделась с твоей точки зрения:-)И сакцентировалась не на зверях красноармейцах, а на подвиге монахов. Мне монахи как-то ближе. дело осложняется тем, что сама сказку не читала.
    Но читала другую книжку, того же автора. Думаю,что про красноармейцев он не со зла:-)Он правда больше про монахов:-) пацифист, буддист.т.д.т.п.

  8. Hvostataya
    Ну да, конечно не со зла. Просто так, само написалось как-то. Рука дрогнула и вывела загогулину на страницу текста. Зачем придавать значение каким-то словам. Ведь важно только то, что нам хочеться увидеть. А если для этого надо красное черным обозвать – то это же для пущего художественного эффекта.
    дело осложняется тем, что сама сказку не читала
    Так почитай, кликни на жирное слово «сказку» в первом предложении.

  9. Circus
    Ну, прочитала. Мнение не изменилось:-)думается,что действительно важно то, что хочется увидеть:-)Тебе одно, мне другое.

  10. «самый красный комиссар»

    Ахахахаха ))))) я ж говорю – бредни. Публикация таких «шедевров» это удар по репутации газеты. А автор занимается низкопробной писаниной «ни про что». Мне бы такое в стол даже стыдно было бы положить, самый красный комиссар, мля…

  11. Hvostataya
    И что же видится тебе в том, что ты прочитала?

  12. Circus
    Не верится, что тебе это действительно интересно. Это же без сарказма и перекликающихся с твоими идей:-)
    А беседа плавно потечет по предсказуемому руслу в котором будет рассказываться о том, что красноармейцы испытывали божественный восторг от вида храмов и церквей и каждый знал минимум по паре молитв. да и в целом- никто ничего не взрывал и не жег:-) да?:-) только тобой выбрана очень скользкая тема, таящая в себе всем известные подвохи- какие красноармейцы? а все? были такие? А почему именно они?А почему в сказке не другие? и т. д. и т. п . И спрашивается- тема поста в чем? И ведь это не самая ужасная сказка. Из тысяч прочитанных мною за последние лет 5 сказок- приведенная тобой сказка- просто детский лепет:-)Не шедевральная конечно сказка, и верно кто-то сказал, что бред. как во всякой Сказке есть художественный вымысел, либо созданный по мотивам каких-то событий, либо без них. Верить в сказочный вымысел или нет- дело каждого. Тем более, что сказки обычно не претендуют на отражение исторической правды:-))Если беспокоишься за детей- то напрасно. ЗабРаб они читают вряд ли:-) А если родители решили рассказать им подобную сказку, то каждый вложит в нее свою интерпретацию.Ты, видимо, про красноармейцев и уже их многочисленные подвиги. Моей интерпретацией было бы-духовный подвиг монахов. Спасай ближнего своего и молись т.д.
    А если бы меня спросили о том, горели ли храмы и сносились бы церкви, я бы не стала врать и говорить, что горели и падали они сами:-)
    И кажется мне, что где-то ты очень качественно и как часто с тобой бывает- провокационно, перегибаешь палку и ищешь кошку там, где ее нет:-))искусственно как-то создан пост по материалу ни о чем. Не стоит свеч:-)
    По сему предмету вроде бы сказала всё, что думала:-)

  13. А беседа плавно потечет по предсказуемому руслу в котором будет рассказываться о том, что красноармейцы испытывали божественный восторг от вида храмов и церквей и каждый знал минимум по паре молитв. да и в целом- никто ничего не взрывал и не жег:-) да?:-)
    Нет. Но в гражданскую войну в Забайкалье религоборческой истерии масштаба тридцатых не было.

    только тобой выбрана очень скользкая тема, таящая в себе всем известные подвохи- какие красноармейцы? а все? были такие? А почему именно они?А почему в сказке не другие? и т. д. и т. п.

    То есть берем факт, ну, скажем, снос кафедрального собора Александр Невского в Чите в тридцать шестом году. И на основании этого факта делаем вывод, что в пятнадцатью годами раньше дацаны пылали как свечки, вмести с монахами. Какая разница, когда что было, ОНИ ЖЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ!
    «Скользкая тема» это не вопрос «чем докажешь», а смешение в один винегрет разных событий, дат, причин и следствий.

    В этом посте я выразил свое отношение к конкретному явлению – антисоветской пропаганде. Ну и что, что это местная маленькая газетка, ну и что, что это маленький эпизод – какая разница? Масштабности маловато? Включи ящик – там тоже самое.
    Насчет «художественного вымысла». На мой взгляд «художественный вымысел» в отношении близких исторических событий, до сих пор не имеющих однозначной трактовки – опасен. Даже правда об этом опасна :) Почему зло представлено красными, а не кучей мародеров, которых было пруд пруди в то время? Потому что для автора это важно. Вероятно, важно из-за болезненной темы репрессий буддистов в предвоенный период. Или же я ошибаюсь и все в этом мире – и публикация статьи в газете и двадцать лет засирания мозгов телестрашилками – все не имеет смысла, все делается просто так. И нет никаких кошек – как нет, видимо, работы главного редактора.
    Сказка эта не в заб рабе, а в книжках, газета ее перепечатала только.
    А если бы меня спросили о том, горели ли храмы и сносились бы церкви, я бы не стала врать и говорить, что горели и падали они сами:-)
    Я где-то это говорил? Или это наглядный пример риторического приема «гипербола»? Нет, ты бы сказала правду о том, как семеро накаченных краснобандитов не смогли сдвинуть с места духовно сильного монаха :)
    Если для тебя не стоит свеч – зачем было столько букв писать? Наверное, все дело в моем таланте провокатора :)

  14. В 1955 году Тибет предстал моим глазам как нетронутый заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами.

    Перенестись во времена Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на страхе, на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

    Китайцы начали с тактики «добрыми делами обретать друзей». Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с ведома и согласия монастырей. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж.

    Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. Период гибкости и разумных компромиссов оказался, увы, перечеркнут. Соглашение 1951 года было односторонне нарушено. А это вызвало со стороны Пекина ответную волну форсированных реформ.

    Они были хоть жесткими, но справедливыми.

    В заоблачной Шамбале было наконец покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости, а также от всех налогов в государственную казну. Им безвозмездно передали пашни и скот, изъятые у монастырей, участвовавших в мятеже. У остальных владельцев они были выкуплены.

    Ликвидация феодальных отношений вызвала заметный рост производительных сил. Став хозяевами полей и пастбищ, тибетцы стали ежегодно собирать около 700 тысяч тонн зерна, поголовье скота приблизилось к 25 миллионам. (В пятидесятые годы аналогичные показатели были втрое ниже.)

    http://www.interfax-religion.ru/cis.php?act=print&div=7108

    И как это высокодуховные буддиские монахи могли держать крестьян в рабстве? И почему горячие молитвы не поднимали сельское хозяйство и не увеличивали продолжительность жизни?

  15. Kactus
    Главное – каждый видит свое, ибо имеет право! Ведь мир многогранен и тонок, поэтому нечего тут тыкать на всякое рабство – это через твои окуляры действительность такова, а я вижу высокие горы, светящиеся неземным светом лица, бородатого старца и вечное синее небо. И заметь, я не спорю с тобой, ибо наши реальности не пересекаются – у каждого своя правда. ОМММММММ

  16. Видимо всё как у всех – есть те, кому пристало помышлять о горнем, а есть те, кому будда уготовил судьбу рабов. не фартануло ))